Копейко Ю.В.

Жизненный и творческий путь Юрия Васильевича Копейко ( 1933 – 2010 гг.) богат и разнообразен. Он заслужил общественное признание: Народный художник России, действительный член Академии художеств России; действительный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского. Член графической комиссии СХ России (1970-2006 гг.); Главный художник издательства "Малыш"(1986-1990 гг.); Народный депутат Моссовета (1991-1993 гг.); Председатель творческого объединения художников книжной графики МСХ (1993-2000 гг.). Обладатель более 90 наград. Среди них серебряная медаль им. М. Б. Грекова за оформление и иллюстрации к книгам А. Митяева: "Книга будущих командиров" и "Книга будущих адмиралов", диплом АХ СССР и премия им. В.А.Фаворского за иллюстрации к рассказу А. И. Куприна "Белый пудель", золотая медаль Российской академии художеств. 2005 году был награжден орденом Почета. Участник многочисленных персональных  и групповых выставок в России и за рубежом. Оформил и проиллюстрировал более ста книг. Среди них: А. Куприн «Белый пудель», (1973), А. Яшин "Сладкий остров" (1973), Ф. Абрамов «Пряслины» (1977) и «Алые олени» (1980), Л. Н. Толстой «Лев и собачка» (1981), оформление Библии для детей (1991).

Мастерская была его вторым домом. В ней он проводил едва ли ни большую часть жизни. Московские художники, особенно книжники, знали её хорошо. На этом длиннющем, любовно обустроен­ном чердаке большого, когда-то доход­ного дома, где в укромном уголке висит над одним из рабочих столов красивая фотография жены, любили собираться художники, чтобы посмотреть и обсудить работы, посетовать на трудное житьё-бытьё, а то и попросить помощи - благо хозяин был щедр на любую поддержку. В более молодые годы шумно отмечали юбилеи.

Юрий Васильевич жестко строил конструкцию формы, создавая выверенные пластические композиции, насыщая их романтическим звучанием. Именно ему и никому другому, поручали в «Малыше» книги на героические темы, столь решительно  исчезнувшие  ныне. Дети  наши остались  без  патриотических  идеалов, без зримых образцов подвигов, а Копейко надолго отдался от живописи.

А тогда, в 1960-80-е годы,  подвиги папанинцев, челюскинцев, Чкалова, героев Великой Отечественной войны, а потом первых космонавтов он буквально воспевал, и делал это с каким-то мальчишеским азартом. Художник выступил как свиде­тель космической эпохи. Он многократно посещал космодром  Байконур, зарисо­вывал ночные и дневные запуски ракет, невероятные особенной красотой и мо­щью. Он был подкупающе достоверен, документально точен в своих иллюстрациях и впечатляющ эпическим размахом. Незабываемая картина приземления кос­монавта, найденность образного хода. Впечатляющий, символический образ!

Его манили и пейзажи, прежде всего русский Север. Я думаю потому, что ему близки были  мужественные характеры поморов, лаконизм и простота природных форм, геометрия суровых северных построек.  

«Наконец лес раздвинулся, и мы увидели сказочной красоты деревню. По безлесной горе поднимались кверху ряды домов. Они сходились у шатрового де­ревянного храма». Можно увидеть этот пейзаж в книге Феликса Льва «У самого Белого моря».

«Русский Север навис над Россией на десять тысяч километров - от Кольского полуострова до Чукотки. Красота этих мест всегда восхищала художников и поэтов, Красивее этих мест для меня нет, хотя я побывал в тридцати шести странах и ви­дел очень многое».

Рисунки автора этих строк убеждают. Копейко иллюстрировал много детских книг о Севере, шесть из них собраны в сборник «Северное сияние». В 2008 году он издан «Московскими учебниками».

В 2009 году на Всероссийском конкурсе «Искусство книги» в номинации «Лучшая книга года» Копейко был награжден, как и издательство, дипломом первой степе­ни. Это еще раз говорит о том, что стар­шее поколение русских иллюстраторов детских книг пока остается непревзой­денным.

Окончательно «светлой» живопись Копейко стала после того, как он побывал на Святой земле. Он писал с натуры «Церковь Святой Марии Магдалины», «Гефсиманский сад», «Гора искушений», «Море Галилейское. Тиберия», «Храм Гроба Господня», «Гробницы древних пророков», - не всякий светский художник способен выразить мистический, потаенный смысл святых реликвий. Видимо, Копейко был готов к такому осмыслению. Его картины религиозны, они пронизаны светом, излучают мягкий благодатный покой. Недаром одно из произведений художника «Преображение», работе над которым он посвятил несколько лет, находится в Отделе внешних сношений Данилова монастыря.

Л.С. Кудрявцева

Книги художника, вышедшие в нашем издательстве