Маврина Т.А.

Татьяна Алексеевна Маврина 1900-1996 гг. - заслуженный художник РСФСР, лауреат многих отчественных и зарубежных премий. Лауреат Государственной премии СССР за иллюстрации к детским книгами за серию станковых работ «Сказка, Родина, Красота», 1975. Единственная в России награждена Золотой медалью Х.К. Андерсена «за международный вклад в дело иллюстрирования детских книг», 1976, золотой медалью Академии художеств СССР за иллюстрации к книге А.Рогова «Тарарушки, тарарушки – это русские игрушки» и к книге «Снег» с текстом Ю.Коваля, 1987. За иллюстрации к «Руслану и Людмиле» А.С. Пушкина удостоена медали ВДНХ, 1961 и серебряной медали на выставке в Лейпциге, 1965. Первая премия на Международной выставке книжной графики в Брно за авторскую книгу «Сказочные звери», 1966. В 1998 году Т.А. Маврина посмертно награждена Почётным дипломом Международного совета по детской литературе.

Она не похожа ни на одного из художников, о которых уже шла речь. У нее был свой путь в искусстве. Она была художником русской волшебной сказки. Чтобы понять и полюбить Маврину, надо знать древнюю русскую культуру, из старины идущее искусство народных мастеров – с ним было связано её детство в Нижнем Новгороде. В народных росписях деревянных коней, глиняных игрушек, сундуков и прялок – ярких, жизнерадостных – жила настоящая русская сказка. Они заворожили Маврину своей красотой и художественной правдивостью. Она умела видеть сказки. В своих неустанных поездках по старинным русским городам, Маврина «дышала тем же воздухом, что дышали предки» и видела «ту же красоту, которая была сто, двести, триста лет тому назад».

Она много видела и много читала – русскую классику, русские сказки, её увлекали поговорки, складные присказки; все знала наизусть. И ещё она поняла, что «есть что-то на земле, а значит, и в сказке неизменное: розовый закат, изузоренный снег, течение родной реки, шум птичьих крыльев и русский характер». Это неизменное существует в её собственных иллюстрациях-сказках. Можно раскрыть любую из нарисованных ею книг – «Сказочная азбука», «За тридевять земель», «Лукоморье», «Сказки» Пушкина, и мы увидим мир волшебный. Она не раскрашивает картинки, она пишет вольной, свободно, легко движущейся в её виртуозных руках кистью. Жаркие пылающие краски – Маврина великий живописец – огненные, багряно-красные, ультрамариновые, интенсивно зеленые, желтые - создают атмосферу таинственного и живого волшебного действия, оно протекает исключительно в «тридевятом царстве, в тридесятом государстве». Здесь волк помогает людям, он несётся под облаками весь изузоренный как старинный печатный пряник. А царевна Лебедь из «Сказки о царе Салтане» в миг превращения похожа на прекрасную птицу Сирин из древнего предания.

Да и все другие персонажи – коты, медведи выступают как помощники и покровители человека, их образы полны особого языческого смысла и уводят воображение в незапамятные времена.

Декоративные чёрточки, штрихи на белом платье Лебедя – а может быть это перья?  –представляются какими-то волшебными знаками-заклинаниями от дурного, враждебного. Вокруг этой спасительницы Гвидона пылает лучистое солнце, синеют морские волны, виднеются пестрые башни и золотые главы церквей, на острове Буяне летают птицы, синеют цветы – весь благодатный счастливый Божий мир в этом видении.

Пушкин – особая привязанность Мавриной. Это она догадалась, что его сказочной музой был кот из Лукоморья! – «и кот ученый свои мне сказки говорил». Потому нарисовала двойной портрет – в профиль Пушкина и кота. А кот ученый и открывает каждую сказку, всякий раз меняя цвет и характер. Великая находка художника!

Маврина настоящая сказочница и книжница. Всё продумано ею в книге до мелочей, чтобы стихам Пушкина было просторно и вольготно. Заставки, концовки, красные и синие начальные строки строф, буквицы - все написано ею, от руки, кистью.

Богатство колорита, неистощимая фантазия обогащены культурной традицией, продиктовано безмерной любовью к поэту, к книге, к искусству, к Родине.

Л.С. Кудрявцева

Видео: 

Александр Шелудченко о Татьяне Мавриной

Доцент Московского Полиграфического института, наследник авторских прав на произведения Татьяны Мавриной, Александр Шелудченко рассказывает о художнице Татьяне Мавриной, ее книгах и своих встречах с ней на семинаре "Лукоморье Татьяны Мавриной", организованном Российской Государственной детской библиотекой и порталом "Библиогид" в рамках книжной выставки-ярмарки интеллектуальной литературы Non\fiction№14
Ведущий Алексей Копейкин
2 декабря 2012 года
Съемка - Александра Кириллина

Лидия Кудрявцева о Татьяне Мавриной

Искусствовед Лидия Кудрявцева рассказывает о художнице Татьяне Мавриной, ее книгах и своих встречах с ней на семинаре "Лукоморье Татьяны Мавриной", организованном Российской Государственной детской библиотекой и порталом "Библиогид" в рамках книжной выставки-ярмарки интеллектуальной литературы Non\fiction№14
Ведущий - Алексей Копейкин
2 декабря 2012 года
Съемка - Александра Кириллина

Открытие выставки Мавриной в РГДБ

Выставка "Лукоморье. Сказочные миры Татьяны Мавриной" открылась 7 декабря в Российской государственной детской библиотеке.
На открытии выступили: художники Валерий Васильев, Виктор Чижиков, Анастасия Архипова, Юрий Чувашев, Сергей Алимов, наследник Татьяны Мавриной Александр Шелудченко, хранитель мемориального кабинета художницы в музее А.С. Пушкина Алла Руднева и директор РГДБ Мария Веденяпина.
07.12.2012
Съемка - Александра Кириллина

Путешествия Татьяны Мавриной

Александр Шелудченко, доцент Московского Полиграфического института, наследник авторских прав на произведения Татьяны Мавриной рассказывает о путешествиях художницы по России и самодельных книгах, которые она делала из акварелей и рисунков, привезенных из поездок.
6.06.2013
Беседуют Юрий Курнешов, Евгений Курнешов и Александра Кириллина

Книги художника, вышедшие в нашем издательстве