Михальская М.А.

Мария Михальская родилась в Москве в 1983 году. В 2007 окончила Московский государственный университет печати. Её дипломная работа сказка Э.Т.А. Гофмана "Щелкунчик» была дважды издана  и получила бронзовую медаль на биеннале иллюстрации в Хорватии. С иллюстрациями Михальской в издательстве "Махаон" вышло «Холодное сердце В. Гауфа в 2009 году  и   "Сказки" Оскара Уайльда в 2010.

Елена Трофимова:

 

С большим удовольствием хочу вам представить художника Машу Михальскую.

    Маша - моя гордость. За эти годы из школьницы, которую нужно было подготовить к экзаменам в институт, она превратилась в самостоятельного и интересного художника. Хотелось передать ей свой опыт работы над книгой и рассказать о всех тонкостях нашего книжного ремесла.

Машино трудолюбие, интерес  и любовь к делу,  дали замечательные результаты. Уже давно из ученицы и учителя мы превратились в настоящих друзей и коллег.  Очень ценю, что Маша по-прежнему показывает мне свои работы, чтобы вместе обсудить их. Это даёт мне право сказать о ней несколько слов.

 Очень редко творческий путь молодого художника начинается так удачно и  счастливо. Два великих писателя. Два известнейших классических произведения. За каждым из них  стоит целая когорта иллюстраторов - русских и зарубежных.

Наверное, только в молодости можно не задумываюсь ввергаться в столь сложную работу. И происходит это не от легкомыслия, а от ощущения радости  жизни, собственных сил и возможностей.

В нынешнюю эпоху пошлых книжных прилавков трудно сохранить хороший вкус. Рынку он не нужен. Но книги Гофмана и Уайльда резко выделяются на общем фоне. Они сделаны художником с безусловно хорошим вкусом, чувством стиля, художником уважающим книжные традиции, но ищущим свой современный графический язык.

Книги Михальской отличаются сложным "режиссёрским" подходом ко всему комплексу книжных проблем: от внешнего оформления, макета, иллюстраций - до места колонцифры на странице. Чувствуется, что она в курсе и новых дизайнерских тенденций в современной книге. В результате чего ее книга получается единым и цельным организмом.

Эти издания, к счастью, не имеют ничего общего с сентиментальными сказками "для девочек". Они рассказывают и показывают зрителю тот таинственный мир, который интересен и ребенку, и взрослому. 

В картинках  много воздуха, особенно к "Сказкам" Уайльда. Мы видим все происходящее, как бы глазами летающей ласточки - отсюда такое разнообразие ракурсов в придуманных композициях.

А вот в "Щелкунчике" Гофмана композиция часто строится, будто с точки зрения маленькой мыши, снизу.  Это сразу помогает  почувствовать, что все происходит не в реальном, а в Волшебном мире.

В Волшебном мире сказки, в вечной стране фантазий и вымыслов. Мы приходим туда  в детстве и в старости, рука об руку с писателем и художником.

На этот раз вам протягивает руку художник Маша Михальская. Счастливого пути!

 _________________________________________

Елена Александровна Трофимова – художник книги,

преподаватель Академической школы дизайна

 ХиП спрашивает:

– Что повлияло на твой выбор профессии?

– В детстве мне повезло оказаться внутри сказки. Это была компьютерная игра, «квест», приключение по сказочным сюжетам: решая логические задачи нужно было добыть магический предмет, приручить единорога, найти необходимые ингредиенты для зелья, подружиться с гномами… В те времена графика в играх была совсем примитивная, и это давало большой простор для воображения. За угловатыми пиксельными картинками вырастал огромный волшебный мир. Я перерисовывала карты, записывала рецепты - в общем, жила там. Наверно, тогда и возник интерес к сюжетному рисованию, изображению персонажей, фантастических сцен.

– Помнишь любимую книгу детства?

 – «Удивительный заклад» Екатерины Борониной. Я очень жалела главного героя. Мальчик крадёт из комода деньги для друга, затем ему приходится тайно заложить в ломбард любимого маминого кота, мама при этом тяжело болеет, а в квитанции обещают вернуть «меховую шкурку». Очень тревожная, но добрая книга с хорошим концом. А вот рисунки не запомнила, только что кот на обложке не нравился – это  помню.

– Что близко в современном искусстве?

– Поиск новых форм. Недавно я смотрела потрясающий видео-ролик художников с  www.blublu.org. Можно сказать, это анимированная настенная живопись, жизнь пятен и клякс, которые разными изощрёнными способами становились животными, непонятными существами, людьми и снова кляксами. Они пересекали дорогу, спускались по водосточным трубам – было задействовано пространство не стены или дома, а целой улицы. Ездят машины, снуют люди, а над ними несётся огромная рыбина размером с дом! Нарисовано всё очень здорово,  каждый кадр хорош и самостоятелен. 

– Кто из художников тебе интересен?

– Художники северного Возрождения, Каспар Давид Фридрих, Тёрнер,  Эндрю Уайет. Из иллюстраторов: немецкий художник Клаус Энзикат, Лизбет Цвергер из Австрии, Джон Бауэр из шведции. И «наши» –  эстонец Ян Таммсаар, Савва Бродский, Виктория Фомина, Юлия Гукова, большинство иллюстраторов объединения «ЦЕХ».

– Что тебе важнее как интерпретатору текста: растрогать, рассмешить, заинтриговать?

– И то, и другое, и третье. Мне нравится «нагнетать атмосферу»,  но при этом очень важны и комические детали. Только в сказках Уайльда  негде было пошутить. В работе иллюстратора для меня самое интересное – передать настроение сцены,  найти характер героя, придумать образ.

– Насколько увлекает дизайн и почему?

– Красиво оформленная книга – это, конечно же, не только удачные иллюстрации, но и продуманный до мелочей макет. Мне нравится всё сделать самой, от начала и до конца. Кроме того дизайн помогает «размяться», отвлекает от рисования деталек и тренирует глаз, так как в дизайне ты решаешь те же задачи, ищешь контраст, ритм, композицию, но оперируешь цветом, пустотами, линейками, шрифтами…   Да ещё удовольствие получаешь,  как от разгадывания ребуса.

– Что бы ты хотела осуществить больше всего на свете?

–Переехать в деревню, со всеми близкими. Завести пару лошадей и много-много кошек.

Книги художника, вышедшие в нашем издательстве